Пальчиковый игротренинг

postheadericon Пальчиковый игротренинг

Что касается признания пальчиковых игр официаль­ной педагогикой, то приоритет в этой области принадле­жит немецким специалистам. Еще в 1873 г. выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитатель­ное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те вре­мена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе соб­ственных наблюдений и интуиции. Его философия дале­ко опережала время.

Согласно международной классификации игры, со­вмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками подразделяются на два типа. Первый — finger-play — собственно пальчиковые игры, «сидячие». Второй — action rhyme — игры, в которые помимо деятельности тон­кой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. Классификация эта достаточно условна. Фольклорные игры имеют множество различных версий — даже в соседних районах одной и той же области могут играть по-разному. Идентичным текстам могут сопутствовать разные движения (как первого, так и второго типа) или, напротив, типичным движениям со­путствуют различные стихи. Сравнение нескольких вари­антов, полученных из разных источников, позволяет вы­брать лучшие элементы из каждого, чтобы составить «рабо­чую версию».

Часто игры «растут» вместе с детьми. Одна и та же игра, Постепенно усложняясь, может сопровождать ребенка от младенчества до отрочества. Сюжет игры остается тем же, но внутри него происходит переход от пассивных движе­ний — к активным, от простейших условий — к трудным.

Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь некоторые из них сопровождают­ся нерифмованным текстом, обычно диалогом участников или командами водящего. Игр без слов совсем немного, чаще всего это забавы для подростков — тайные языки же­стов или «пальцевые головоломки», требующие максималь­ного сосредоточения. Особое значение имеют игры, использующие одно­временные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая — другое). В отличие от симметричных и со­дружественных движений, регуляция которых в значитель­ной степени происходит на уровне спинного мозга, разно­типные движения требуют более высокого уровня регуля­ции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка всех составляющих — и сжатия, и растяжения, и расслабления (Следуя медицинской терми­нологии — сочетание попеременного сокращения и расслаб­ления флексоров (мышц-сгибателей) и экстензоров (мышц-разгибателей).

Для получения максимального «коэффициента по­лезного действия» упражнения должны быть

построены таким образом, чтобы:

         — сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти;

         —  использовались изолированные движения каждого из пальцев.

 Не стоит забывать, что не только в развитии мелкой моторики смысл потешек. Они дают ребенку ощутить радость телесного контакта; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете — сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самооблада­ния.

 Горазда серьезнее ситуация, когда ребенок уже подрос, но не получил (или недополучил) своей доли радост­ного телесного контакта. Это дети домов ре­бенка, детских домов, интернатов. В работе с такими деть­ми пальчиковые игры приобретают уже, не развивающее, а терапевтическое значение и дают большой эф­фект.


Комментарии:

Комментарии запрещены.

Детские клипы
Детские клипы
Развивалки
Развивалки
Детские песни
Детские песни
Классика для детей
Классика для детей
Русские Народные песни
Русские Народные песни
VKulek.ru
vkulek.ru
Return to Top ▲Return to Top ▲