Развитие речи и моторики у ребенка

postheadericon Развитие речи и моторики у ребенка

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие тре­бования к детям: не­уклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающи­ми их сложными задачами, нужно позаботиться о своевре­менном и полноценном формировании у них речи. Это — основное условие успешного обучения. Ведь через посред­ство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Работа по развитию речи у детей должна прово­диться особенно серьезно и настойчиво впервые три года жизни. В настоящее время известно, что все функции цент­ральной нервной системы лучше всего поддаются трениров­ке и воспитанию в период их естественного формирования.

Воспитание ребят, у которых задержано развитие речи, представляет большие трудности. Педагоги отмечают, что они упрямы, раздражительны, много плачут, их бывает трудно успокоить. Эти дети плохо включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не понимают предъявляемых требований. Отсюда очевидна необходи­мость того, чтобы ребенок своевременно и достаточно хоро­шо овладел речью.

Понимая огромное значение речи для всего нервно-психического развития ребенка, естественно поинтересо­ваться сущностью этого явления — тогда многое в станов­лении детской речи будет понятнее.

Речь — это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Различают речь сенсорную — понимание того, что го­ворят другие, и моторную — произнесение звуков речи са­мим человеком. Конечно, обе эти формы очень тесно связа­ны между собой, но все же они различаются. Важно также, что сенсорная и моторная речь осуществляется разными отделами мозга.

В основе про­цесса понимания лежит выработка систем условных свя­зей, благодаря чему слово как бы объединяется с комплек­сом ощущений от предмета. Иными словами, для того чтобы ребенок понял, что вот этот предмет называется стулом, нужно, чтобы зрительные, осязательные и другие ощущения от него связались между собой в единый образ предмета и далее со словом. И здесь особенно важна роль движения. Изучая биоэлектрическую активность мозга, ученые установили, что любое воздействие — зрительное, звуко­вое, осязательное — обязательно вызовет повышение воз­будимости двигательной области головного мозга. Итак, при объединении ряда ощущений от предмета в единый образ слияние происходит прежде всего в двигательной проекционной области, двига­тельные компоненты всех полученных ощущений связываются в первую очередь.

Так же и моторная речь, прежде всего результат деятель­ности мозга, который является законодательным органом. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается их последо­вательность, т. е. составляется программа, по которой долж­ны действовать мышцы артикуляторного аппарата.

Произнесение звуков речи (артикуляция) требует ко­ординации движений губ, языка, гортани, участия полостей рта и носоглотки, дыхательных движений. Для правильного протекания речевого акта необходимо очень точное согласование работы речевых зон. Допустим, ребенок хочет позвать мать. Из зоны Вернике, где хранится

звуковой образ слова «мама», программа того, что нужно сказать, передается в зону Брока. Здесь формируется двигательная программа произнесения слова, а отсюда уже поступают импульсы в область двигательных проекций артикуляторных органов. Но не стоит забывать, говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, что нужно иметь в виду не только тре­нировку артикуляционного аппарата, но и движений паль­цев рук.

В ходе физиологического изучения речи выявилось со­вершенно исключительное значение тонких движений паль­цев рук для формирования функции речи. Конечно, обще­ние ребенка с окружающими взрослыми очень важно — при этом малыш получает материал для подражания. Но связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значимой, что тренировка пальцев рук рассматривается как мощный фи­зиологический стимул развития речи детей и ребенок ин­стинктивно стремится использовать этот фактор — он тянется ко всем предметам, пытается манипулировать ими. Приведенные здесь факты, позво­ляют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигатель­ную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития чело­вечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки — она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборони­тельных, угрожающих и других движений развить тот пер­вичный язык, с помощью которого люди объяснялись. По­зднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Про­шли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной ре­чью (эта связь дает себя знать и у нас). Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Итак, обучение ребёнка следует проводить по следующим направлениям: развитие общей моторики, развитие мелкой моторики, развитие артикуляционной моторики.


Комментарии:

Комментарии запрещены.

Детские клипы
Детские клипы
Развивалки
Развивалки
Детские песни
Детские песни
Классика для детей
Классика для детей
Русские Народные песни
Русские Народные песни
VKulek.ru
vkulek.ru
Return to Top ▲Return to Top ▲