Развитие речи и моторики у ребенка
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это — основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво впервые три года жизни. В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования.
Воспитание ребят, у которых задержано развитие речи, представляет большие трудности. Педагоги отмечают, что они упрямы, раздражительны, много плачут, их бывает трудно успокоить. Эти дети плохо включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не понимают предъявляемых требований. Отсюда очевидна необходимость того, чтобы ребенок своевременно и достаточно хорошо овладел речью.
Понимая огромное значение речи для всего нервно-психического развития ребенка, естественно поинтересоваться сущностью этого явления — тогда многое в становлении детской речи будет понятнее.
Речь — это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Различают речь сенсорную — понимание того, что говорят другие, и моторную — произнесение звуков речи самим человеком. Конечно, обе эти формы очень тесно связаны между собой, но все же они различаются. Важно также, что сенсорная и моторная речь осуществляется разными отделами мозга.
В основе процесса понимания лежит выработка систем условных связей, благодаря чему слово как бы объединяется с комплексом ощущений от предмета. Иными словами, для того чтобы ребенок понял, что вот этот предмет называется стулом, нужно, чтобы зрительные, осязательные и другие ощущения от него связались между собой в единый образ предмета и далее со словом. И здесь особенно важна роль движения. Изучая биоэлектрическую активность мозга, ученые установили, что любое воздействие — зрительное, звуковое, осязательное — обязательно вызовет повышение возбудимости двигательной области головного мозга. Итак, при объединении ряда ощущений от предмета в единый образ слияние происходит прежде всего в двигательной проекционной области, двигательные компоненты всех полученных ощущений связываются в первую очередь.
Так же и моторная речь, прежде всего результат деятельности мозга, который является законодательным органом. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается их последовательность, т. е. составляется программа, по которой должны действовать мышцы артикуляторного аппарата.
Произнесение звуков речи (артикуляция) требует координации движений губ, языка, гортани, участия полостей рта и носоглотки, дыхательных движений. Для правильного протекания речевого акта необходимо очень точное согласование работы речевых зон. Допустим, ребенок хочет позвать мать. Из зоны Вернике, где хранится
звуковой образ слова «мама», программа того, что нужно сказать, передается в зону Брока. Здесь формируется двигательная программа произнесения слова, а отсюда уже поступают импульсы в область двигательных проекций артикуляторных органов. Но не стоит забывать, говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, что нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.
В ходе физиологического изучения речи выявилось совершенно исключительное значение тонких движений пальцев рук для формирования функции речи. Конечно, общение ребенка с окружающими взрослыми очень важно — при этом малыш получает материал для подражания. Но связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значимой, что тренировка пальцев рук рассматривается как мощный физиологический стимул развития речи детей и ребенок инстинктивно стремится использовать этот фактор — он тянется ко всем предметам, пытается манипулировать ими. Приведенные здесь факты, позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки — она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас). Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Итак, обучение ребёнка следует проводить по следующим направлениям: развитие общей моторики, развитие мелкой моторики, развитие артикуляционной моторики.
Комментарии: